Необходима ли медиация в образовании?

В системе образования конфликтные ситуации нередки. В конфликте могут участвовать не только ученики, но и педагоги, родители. И не всегда школа может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Именно поэтому в Казахстане стала развиваться школьная медиация.

Школьная медиация существует во многих странах мира: Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании, России, Шотландии и Северной Ирландии, Италии, Румынии, Польше, Испании, Турции, Германии, Южной Африке, Украине, Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции и других странах.

Тема эта относительно новая и информации по ней пока немного. Позиция сотрудничества — это и есть медиация. Зачем нужна медиация? Сегодня в образовательных учреждениях решением споров занимаются разные люди — от заместителя директора до психолога. Зачастую все они имеют весьма приблизительные представления о конфликтологии.

«Конечно, конфликтные ситуации решаются и сейчас. Но всегда ли в их решении удовлетворены интересы обеих сторон спора? Более того медиативные технологии во многом направлены на предотвращение возможной конфликтной ситуации, но этому то же надо учится. Процедура медиации же направлена на достижение компромисса, исчерпание конфликта. Как считает президент ОФ « Ассоциация медиаторов Костанайской области» Сергей Богатырев, организация службы медиации в образовательной организации позволяет: сократить общее количество конфликтных ситуаций; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Ввиду того, что применение технологии медиации невозможно без предварительного обучения, несколько педагогов в школе, как правило, должны пройти процедуру подготовки. Подготовка медиаторов из числа учащихся также требует обучения, причем более продолжительного, чем обучение взрослых. В принятой практике мы советуем провести тренинг с обучающимися. В ходе тренинга рассказать все процессы медиации, их этапы и способы решения конфликтов. Профессиональные медиаторы, выбранные из числа педагогов, прошедших обучение, которые принимают непосредственное участие в процедуре медиации, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку учащихся. Учащиеся старших классов проводят примирительные программы по конфликтным ситуациям».

По словам Сергея Богатырева, службы медиации стали открываться в казахстанских школах, но, как сегодня принято говорить, в пилотном режиме. Зачастую в образовательных организациях служба медиация создается исключительно как формальная структура и фактически не проводит процедуру примирения. В таких учреждениях не происходит существенных изменений в способах реагирования на конфликтные ситуации и такую службу нельзя считать действующей.

«Многие педагоги уверены, что только формирование сплоченного классного и школьного коллективов, возвращение уважения к педагогу могут послужить действенными мерами против конфликтных ситуаций. Одной из нерешенных пока проблем остается не всегда объективное вмешательство специалиста в конфликтную ситуацию. Зачастую служба медиации подчинена руководителю учреждения, отсюда и возникают вопросы доверия к специалистам такой службы. Без доверия сторон конфликта к медиатору не будет достигнут положительный результат. Но при этом важно, что у медиации в образовательном учреждении есть главное преимущество: медиация решает сразу несколько важных социальных задач, появление служб медиации в образовательных учреждениях может принести весомые положительные изменения в процедуру решения педагогических и социальных конфликтов. Альтернативный метод разрешения конфликтов является актуальной задачей всего общества. Развивать медиацию в школе необходимо», - говорит Сергей Богатырев.

По словам медиатора, приступая к организации службы медиации, стоит познакомиться с основным нормативным документом на эту тему «Закон Республики Казахстан о медиации».

«Помимо этого, как я уже говорил, педагоги школы должны пройти обучение. Получить свидетельства непрофессиональных медиаторов. В прошлом году наша Ассоциация реализовывала проект по внедрению школьной медиации в пяти школах Костаная. В них открыты кабинеты медиации. По итогам реализации проекта пришли к выводу, что школьную медиацию в Костанайских школах внедрять необходимо. Сейчас рассматривается вопрос о продолжении проекта. Управление образования Костанайской области готово продолжить его, сделать его долгосрочным. При этом задействовать не только городские школы. Уверен, что у нас это получится. Тем более, что мы получили огромный опыт в ходе реализации Республиканского проекта «Применение института медиации для разрешения социальных вопросов и сохранения стабильности и согласия в обществе», где мы делаем ставки на развитие медиации во всех сферах деятельности Гражданского общества. заказчиком которого выступило НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.



Cisco #CISC #Медиация #АМК






Нравится

 

У Вас может возникнуть вопрос, который подлежит обсуждению непосредственно с профессионалом!

НА СВЯЗИ!(ПОСМОТРЕТЬ БИОГРАФИЮ)

Игорь ЗУЕВ /практикующий психолог, сертифицированный медиатор/, Вадим СОБОЛЕВ /квалифицированный юрист, медиатор специалист/, Сергей БОГАТЫРЁВ /сертифицированный медиатор, президент АМК/

И. ЗУЕВ

z_igor@list.ru

С. БОГАТЫРЁВ

bogatyrev-sa@mail.ru

Благодарим за содействие!